l2-data.ru

Закрыть ... [X]

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новохоперского муниципального района Воронежской области

«Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Принято на заседании педагогического совета

от « »    августа  2016г.

Протокол № 

Утверждаю

Заведующий МКДОУ « Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Латышова Н.В.

«__ » ___________ 2016 г.

Приказ №_____

           

Проект рабочей программы ДОУ с учётом

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(для средней группы 4-5 лет на 2016-2017 учебный год),

представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Воспитатели: Пурзикова Е.В.

Позднышева О.В.

г. Новохоперск , 2016г.

1

Целевой раздел…………………………………………………………………….

4-10

1.1

Пояснительная записка…………………………………………………………….

4

1.2

Характеристика особенностей развития детей группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет………………………………………………………………

8

1.3

Планируемые результаты освоения Программы детьми…………………...........

10

2

Содержательный раздел (Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям)……………………………………....................

11-22

2.1

Образовательная область «Физическое развитие»……………………………….

11

2.2

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………...

14

2.3

Образовательная область «Познавательное развитие»…….................................

16

2.4

Образовательная область «Речевое развитие»……………………………………

19

2.5

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»………….

21

3

Организационный раздел………………………………………………………..

23-41

3.1

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении……...

23

3.2

Двигательный режим………………………………………………………………

25

3.3

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности (учебный план, сетка непосредственно-образовательной деятельности)……...

26

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…………...

27

3.5

Материально-техническое обеспечение Программы…………………………..

32-37

3.5.1

Организация развивающей предметно-пространственной среды………………

32

3.5.2

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса………….

35

3.6

Взаимодействие с родителями группы………………………………………….

40

3.7

Целевые ориентиры освоения программы………………………………………..

41

Список литературы…………………………………………………………………

43

Приложения

№ 1

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Физическая культура»……………………………………………………………

№ 2

Перспективный план по образовательному направлению «Здоровье»………

№ 3

Перспективный план по образовательному направлению «Труд»……………...

№ 4

Перспективный план по образовательному направлению «Безопасность»……

№ 5

Перспективный план по образовательному направлению «Социализация»…...

№ 6

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»……………...

№ 7

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»…………

№ 8

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Развитие речи»…………………………………………………………………….

№ 9

Перспективный план по образовательному направлению «Чтение художественной литературы»……………………………………………………...

№ 10

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Рисование»………………………………………………………………………...

№ 11

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Аппликация»………………………………………………………………………

№ 12

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Лепка»……………………………………………………………………………...

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2016-2017 учебный год.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой .Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:

- Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

- Устав МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

Рабочая Программа составлена на основе:

Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Годового плана воспитательно-образовательной деятельности МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

Годового учебного календарного графика на текущий учебный год.

Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста составлена по образовательным областям:

1.Физическое развитие,

2.Социально-коммуникативное развитие,

3.Познавательное развитие,

4.Художественно-эстетическое развитие,

5.Речевое развитие.

В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы составлена с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цели обязательной части Программы: определение содержания и организации образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

и создание:

1. Условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;

2.Развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей.

Задачи обязательной части Программы:

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2.Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3.Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4.Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5.Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6.Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7.Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8.Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9.Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

- выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов;

- сложившиеся традиции дошкольного учреждения и группы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет так же строится по 2 приоритетным направлениям:

1.«Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями»

Вовлечение родителей в проектную деятельность, которая является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых.

В современном информационном обществе в соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи метод проектов является особенно актуальным.

Основная цель проектного метода:

- развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

- формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Благодаря своей деятельностной природе проектная деятельность позволяет преобразовывать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) в качественные характеристики социально компетентного человека (результат деятельности).

Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

2.«Развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений (знаний) о правилах дорожного движения»

Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.

Цель: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;

- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;

- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

-стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Речевые:

- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Реализуемая Программа стро­ится на принципах ФГОС ДО:

1.Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3.Уважение личности ребенка;

4.Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

1.Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.Сотрудничество детского сада с семьёй;

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9.Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.2 Характеристика особенностей развития

детей группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Группу среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет посещают 21 человек. В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. Появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.3 Планируемые результаты освоения Программы детьми.

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам для детей средней группы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.

2.1 Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательные направления: «Здоровье», «Физическая культура»

Пояснительная записка

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных направления: «Здоровье» и «Физическая культура».

Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-воспитание культурно-гигиенических навыков;

-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание направления «Физическая культура» нацелено на достижение це­лей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:

-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координа­ции);

-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом со­вершенствовании.

Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятель­ность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированны­ми. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слухо­вое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результа­там движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на заня­тиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо продолжать на­чатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является интегрированная деятельность, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определённый уровень развития интегративных качеств ребёнка. Продолжительность - 20-25 минут.

В группе среднего дошкольного возраста проводятся три физкультурных мероприятия в неделю, одно из них - на прогул­ке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.

К концу пятого года дети могут:

-ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;

-лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;

-принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, пры­гать в длину с места на расстояние не менее 70 см;

-ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;

-выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;

-строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

-скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);

-ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;

-кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;

-ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;

-придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;

-выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациоз­ность, пластичность движений.

Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, органи­зуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивиду­альной работы на вечерней прогулке.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планирует и организует инструктор по физической культуре во взаимосвязи с воспитателями, которые оказывают помощь, осуществляют страховку, следят за самочувствием детей, проводят индивидуальную работу.

Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:

- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности.

Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие:

- Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Физическая культура» (см.приложение № 1)

Перспективный план по образовательному направлению «Здоровье» (см.приложение № 2)

2.2 Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Образовательное направление «Труд»

Пояснительная записка

Основной целью трудового воспитания в дошкольном возрасте является формирование по­ложительного отношения к труду. Реализация данной цели осуществляется через решение сле­дующих задач:

-ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимо­сти труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к его результа­там;

-организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые на­выки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрос­лыми и сверстниками.

К концу пятого года дети могут:

-бережно относиться к своей одежде, уметь приводить её в порядок;

-самостоятельно поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада;

-ухаживать за птицами и растениями в групповой комнате и на участке;

-самостоятельно убирать своё рабочее место после окончания занятий и выполнять обя­занности дежурных по столовой.

Перспективный план по образовательному направлению «Труд» (см.приложение № 3)

Образовательное направление «Безопасность»

Пояснительная записка

Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ безопасности окружающего мира (экологического сознания).

Этот процесс происходит через решение следующих задач:

-формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;

-формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;

-приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;

-формирование знаний о Правилах дорожного движения.

К концу пятого года дети могут:

Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.

Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.

Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».

Перспективный план по образовательному направлению «Безопасность» (см.приложение № 4)

Образовательное направление «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Перспективный план по образовательному направлению «Социализация» (см.приложение № 5)

2.3 Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательное направление «Познание»

Раздел: Формирование элементарных математических представлений

Пояснительная записка

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из со­ставляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных матема­тических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.

Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятель­ности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количе­ственным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;

- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;

- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);

- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;

- расширение представлений о геометрических фигурах;

- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организа­ция особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого дей­ствия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвое­ния математического содержания.

В средней группе длительность занятия составляет 15-20 минут. В процессе обучения широ­ко используются дидактические игры.

К концу пятого года дети могут:

-различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особен­ности (цвет, форму, величину);

-считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

-сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);

-раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастаю­щем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;

-различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;

-находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;

-определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

-различать левую и правую руки;

-определять части суток.

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по методическим пособиям:

- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» (см.приложение № 6)

Образовательное направление «Познание»

Раздел: «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

Пояснительная записка

Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя следую­щие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как та­ковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизни и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активно­го субъекта природы.

Цель раздела - расширять представления детей об окружающем мире.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их при­знакам (цвет, форма, величина, вес);

- уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предме­ты, об их свойствах и качествах;

- формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;

- развитие интереса к миру природы;

- развитие умений правильно взаимодействовать с природой;

- формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного ком­плекса;

- развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в про­цессе общения с ними;

- развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;

- формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

К концу пятого года дети могут:

-называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обсле­дования;

-проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;

-с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на то, чтобы порадо­вать взрослых, детей (взрослого, ребенка);

-составить рассказ о своем родном селе;

-рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милицио­нером, пожарным, военным и т. п.);

-знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;

-участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;

-рассказывать о сезонных изменениях природы.

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в данном разделе планируется по методическим пособиям:

- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011, а так же в соответствии перспективным планированием программы «Истоки», авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук для группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» ( см.приложение № 7)

2.4 Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательное направление: «Коммуникация»,

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Целевым ориентиром направления «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

К концу пятого года дети могут:

-значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

-активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);

-осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

-осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

-подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

-рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

-активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:

- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Развитие речи»

( см. приложение № 8)

Образовательное направление «Чтение художественной литературы»

Пояснительная записка

В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусст­ва. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя ока­зывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение сле­дующих задач:

-формирование целостной картины мира;

-развитие литературной речи;

-приобщение к искусству слова.

Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.

Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведе­ния).

К концу пятого года дети могут:

-высказать желание послушать определенное литературное произведение;

-с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;

-назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;

-с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;

-дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».

Перспективный план по образовательному направлению «Чтение художественной литературы» ( см.приложение № 9)

2.5 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательное направление «Художественное творчество»

Разделы: «Рисование, аппликация, лепка»

Пояснительная записка

«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация»

Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на форми­рование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение по­требности детей дошкольного возраста в самовыражении.

Основными задачами художественно-эстетического развития являются:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1.Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расши­рение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3.Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разно­образных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4.Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуаль­ных и коллективных композиций), художественных материалов.

5.Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразитель­ной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6.Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий ри­сованием, лепкой,аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

К концу пятого года дети могут:

-выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять инте­рес к книжным иллюстрациям.

В рисовании

-изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем соз­дания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных мате­риалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;

-передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;

-украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой

росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.

В лепке

-создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную компози­цию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации

-правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоуголь­ник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

-аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

-подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;

-составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Непосредственно образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:

- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Рисование»

( см.приложение № 10)

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Аппликация»

( см.приложение № 11)

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Лепка»

( см.приложение № 12)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды).

Режим дня

группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет на 2015-2016 учебный год

     

Холодный период года

Группа среднего дошкольного возраста

от 4 до 5 лет

Прием, осмотр, игры, дежурства

7.30 – 8.10

Утренняя гигиеническая гимнастика

8.10 – 8.20

Завтрак

8.25 – 8.55

Непосредственно образовательная деятельность

8.55 – 10.10

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

10.10 – 12.15

Подготовка к обеду, обед

12.15 – 12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50 – 15.00

Подъем, закаливающие процедуры

15.00 – 15.20

Полдник

15.20 – 15.30

Занятия, факультативная и индивидуальная работа

15.30 – 16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-17.00

Прогулка, игры, уход детей домой

17.30-19.00

Тёплый период

Группа среднего дошкольного возраста

от 4 до 5 лет

Прием, осмотр, игры, дежурства

7.00 – 8.10

Утренняя гигиеническая гимнастика

8.10 – 8.20

Завтрак

8.20 – 8.55

Игры, подготовка к прогулке, занятия и выход на прогулку

8.55 – 9.20

Непосредственно образовательная деятельность на участке

9.20 – 9.40

Наблюдения, подвижные, сюжетно-ролевые игры, свободная деятельность, игры с водой, песком, закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, соблюдение питьевого режима.

9.40 – 11.35

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.35 – 12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30 – 15.10

Постепенный подъем, игры

15.10 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 - 15.50

Игры, подготовка к прогулке, занятия и выход на прогулку

15.50 – 16.00

Игры, наблюдения

16.00-17.00

Подготовка к ужину, ужин

17.00 – 17.30

Прогулка, игры, уход детей домой

17.30 – 19.00

3.2 Двигательный режим в группе среднего дошкольного возраста

от 4 до 5 лет на 2015-2016 учебный год

Формы работы

Группа среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

1. Подвижные игры во время утреннего приема детей

Ежедневно 5-7 минут

2. Утренняя гимнастика

Ежедневно 5-7 минут

3. Физкультминутки

В НОД

2-3 минуты

4. Релаксация

После НОД 2-3 минуты

5. Музыкально-ритмические движения

В НОД

8-10 минут

6. Физическая культура НОД

2 раза в неделю 15-20 минут

7. Подвижные игры:

- сюжетные;

- бессюжетные;

- игры-забавы;

- соревнования;

- эстафеты;

Ежедневно не менее двух игр по 7-8 минут

9. Игровые упражнения:

- метание;- подлезание;

- перелезание;- пролезание;

- равновесие;- прыжки

Ежедневно 6-8 минут

11. Физические упражнения и игровые задания;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

6-8 минут

13. Оздоровительные мероприятия:

- гимнастика пробуждения;

- дыхательная гимнастика

Ежедневно 6 минут

14. Физкультурный досуг

1 раз в неделю 15-20 минут

15. Спортивный праздник

2 раза в год 15-20 минут

16. Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно.

Характер и продолжительность

зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

3.3 Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

Учебный план

по программе дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет на 2015-2016 учебный год

Образовательная область

Непосредственно образовательная область

Группа среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Познавательное развитие

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

1

«Формирование элементарных математических представлений»

1

Речевое развитие

Развитие речи

1

Художественно – эстетическое развитие

Рисование

1

Лепка

0,5

Аппликация

0,5

Музыка

2

Физическое развитие

Физическая культура

2

Хореография

1

Итого

10

Сетка непосредственно-образовательной деятельности

в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет на 2015-2016 учебный год

Понедельник

1.9.00-9.20 –Лепка(аппликация)/

2.9.30-9.50 – Хореография (по подгруппам)

Вторник

1.9.00-9.20 –ФЭМП

2.9.30-9.50 – Музыкальное

Среда

1.9.00-9.20 –Физкультура

2.9.30-9.50 – Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Четверг

1.9.00-9.20 –Развитие речи

2.9.30-9.50 –Музыкальное

Пятница

1.9.00-9.20 –Рисование

2.9.30-9.50 – Физкультура

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет на 2016-2017 учебный год

В группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, а так же в МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий.

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

День знаний

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношений между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменении: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.)

Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада.

Осень

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления,

Праздник «Осень».

Выставка детского творчества.

Я в мире

Человек

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых.

Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любит). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственницам.

Открытый день здоровья.

Мой город, моя страна

Знакомить с родным городом (по селком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

Спортивный праздник.

Мамочка, милая мама моя…

Мониторинг

Заполнение персональных карт детей.

Новогодний праздник

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

Праздник «Новый год», Выставка

детского творчества.

Зима

Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

Праздник

«Зима».

Выставка

детского творчества.

День

защитника Отечества

Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России, Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка

детского творчества.

8 марта

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.

Праздник "8 Марта", Выставка

детского творчества.

Мониторинг

Заполнение персональных карт детей.

Весна

Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе.

Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.

Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

Праздник

«Весна».

Выставка

детского творчества.

День Победы

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Праздник, посвященный Дню Победы. Выставка

детского творчества.

Лето

Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу.

Праздник «Лето»,

Спортивный праздник. Выставка

детского творчества.

3.5 Материально-техническое обеспечение Программы.

3.5.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Материально-технические условия реализации Программы соответствует:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;

- правилам пожарной безопасности;

- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;

- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).

Кроме групповых помещений для успешной реализации Программы используются: кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, музыкального руководителя; спортивный и музыкальный залы.

На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумбы, зелёная зона).

Развивающая предметно-пространственная среда содержательна ,трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна; обеспечивает реализацию образовательной программы.

Название центра

Содержание материала

1

Центр конструирования

«Маленькие строители»

Крупный строительный конструктор.

Средний строительный конструктор.

Конструкторы типа «Лего».

Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.

2

Музыкальный

центр «Веселые нотки»

Инструменты: металлофон, барабан, бубен, колокольчики, гитара, синтезатор, труба, дудочка.

Магнитофон, «шумелки»:с горохом, желудями, камешками, микрофон, диски с песнями, музыкальными играми, аудиосказками.

3

Центр художественного творчества «Маленькие художники»

Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин.

Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки.

Кисти, поролон, трафареты, стек, ножницы с тупыми концами, доски, палитра, непроливайки, салфетки влажные.

Схемы поэтапного рисования по различным тематикам.

4

Центр дидактических игр «Познавайка»

Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Палочки Кюизенера.

Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).

Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

5

Книжный центр

«Книжкин дом»

Стеллаж для книг.

Детские книги по программе, любимые книжки детей.

Альбомы для рассматривания:

6

Театральный центр

Набор масок: животные, сказочные персонажи,

большая складная ширма ,маленькая ширма для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный) .

7

Центр сюжетно-ролевой игры

Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера.

Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной  и столовой посуды. Комплект кукольных постельных принадлежностей (2 шт.).

Куклы крупные и средние

Кукольная коляска.

Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Салон «Очарование», «Кафе», «Строители», «Путешественники», «Моряки», «Полиция», «Автобус».

8

Экологический центр

«Мы познаем мир» 

 Стол для проведения экспериментов, халатики, передники, нарукавники, контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов, природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди), сыпучие продукты (соль, сахарный песок), увеличительное стекло, игрушечные весы, ёмкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки, игрушки для игр с водой и песком, комнатные растения с указателями по программе, леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, «Алгоритм» ухода за растениями, журнал опытов.

Центр физической культуры

«Спортсмены»

Мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов, обручи, гимнастические палки, ленты разных цветов на кольцах, кегли, тонкий канат или цветные веревки, флажки разных цветов, «Дорожка движения», мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках», кольцеброс, нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эспандеры, кегли, мячики-сокс и т. п.), ребристые и массажные дорожки.

3.5.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Методические материалы и средства обучения и воспитания

Образовательная область «Физическое развитие»

Программы:

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

Методики и технологии:Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду», М, «Мозаика-Синтез», 2000 г.

Пензулаева Л. И. «Подвижные игры и игровые упражнения», М, «Владос», 2001

Л.Н. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет»,М., «Мозаика-синтез» 2009г.

Л.Н. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет»,М., «Мозаика-синтез» 2009г.

Л.Н. Пензулаева «Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.-М.: МО РФ, 1998

И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» М., «Мозаика-синтез».2009г.

Чабовская А.П. Гигиена детей дошкольного возраста

Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Книга для работников дошкольных учреждений. Сост В.И. Теленчива

В.А Зебзеева «Организация режимных процессов в ДОУ»

«Социально – коммуникативное развитие»

Программы:

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

Методики и технологии:

Направление «Безопасность»

Белая К.Ю. Зимонина В.Н. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения

Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности, 1998

Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» М., 2011г.

Направление «Социализация»

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Петрова В.И.Стульник Т.Д «Этические беседы с детьми 4-7лет « М., «Мозаика-синтез», 2007г.

Зацепина М.Б. «Дни воинской славы» М. « Мозаика-синтез», 2010г.

Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М., «ТЦ Сфера», 2005

Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в деятельности. Система работы во второй младшей группе» М. «Мозаика-синтез, 20008г.

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности вдеятельности. Система работы в средней группе» М. «Мозаика-синтез, 2008г.

Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду» М. «Линка-пресс»,2009г

Направление «Труд»

Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., «Мозаика-синтез»,2008г.

Образовательная область «Речевое развитие»

Программы:

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

Методики и технологии:

Направление «Коммуникация»

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников/ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.-М.: Просвещение, 1996.

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

Гербова В. В. «Развитие речи 2-6 лет», М, «Валдос», 2003 г.

Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду», М, «Мозаика-Синтез», 2005

Гербова В.В.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе» М., «Мозаика –синтез» 2008г.

«Правильно ли говорит Ваш ребенок», М, «Мозаика-Синтез», 2005г.

Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985г.

Филичева Т.Б., Чавелёва Н.А. , Чиркина Г.В. «Основы логопедии», М., 1989г

Направление «Чтение художественной литературы»

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-4 года / сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 4-5 лет / сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук

Книга для чтения в детском саду и дома.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Программы:

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010г, программы «Истоки», авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук

Методики и технологии:

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: Сфера, 1999.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду. М.: Совершенство, 1999.

Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие._М.: Школа-Пресс, 1998

Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» М., «Мозаика-синтез», 2010г.

Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» М., Мозика-синтез», 2009г.

Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе» М., «Мозаика-синтез», 2009г.

Максаков А. И. «Правильно ли говорит Ваш ребенок», М, «Мозаика-Синтез», 2005г.

Метлина Л.С. «Математика в детском саду» М., Просвещение»,1984г.. Помораева, Позина

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Программы:

Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

Методики и технологии:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -

«Семейный театр в детском саду» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в д/с», М., «Мозаика-Синтез», 2005 г.

Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М., «Мозаика-Синтез», 2008 г.

Комарова Т. С. «Коллективное творчество дошкольников», М., «Педагогическое общество России», 1998г. г.

«Народное искусство в воспитании дошкольников» М., «Педагогическое общество России», 2005г.

Комарова Т.С. «Изобразительное искусство в детском саду и школе» М. «Педагогическое общество России» 1999г.

Комарова Т.С. «Школа эстетического воспитания» М.,» Мозаика-синтез» 2009г.

Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду» М. «ТЦ Сфера», 2008г.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе » М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе » М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» М. «Мозаика-синтез», 2008г.

Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе» М., «Мозаика-синтез», 2006г.

Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе» М., «Мозаика-синтез», 2008г.

Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» М., «Мозаика-синтез» 2008г.

3.6 Взаимодействие с родителями группы

Содержание работы с семьей по направлениям:

«Здоровье»:

- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

«Физическая культура»:

- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях.

«Безопасность»:

- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них.

«Социализация»:

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

«Труд»:

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников.

«Познание»:

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.

«Коммуникация»:

- развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.

«Чтение художественной литературы»:

- доказывать родителям ценность домашнего чтения.

«Художественное творчество»:

- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

«Музыка»:

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

3.7 Целевые ориентиры освоения программы

-ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

-ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

-творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

-у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

-ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

-ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

-склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

3.8 Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения рабочей программы

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре –октябре, апреле-мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга за­ключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образова­тельной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образо­вательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с до­школьниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежу­точных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и спе­циальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о ре­зультатах мониторинга заносятся в Диагностическую карту в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образователь­ной программы и организацию образовательного процесса в группе детско­го сада.

 В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.

Список литературы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Н.С. Голицына. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Орлова М.М. Программа Основы здорового образа жизни. Часть 1. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. / Под ред. Н.П. Смирновой. - Саратов, Научная книга, 2000.

Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В.Дыбиной, - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П. и др. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Поделки из мятой бумаги». Садилова Л. А.

«Волшебные полоски». Петрова И. М.

«Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.

«Аппликация в детском саду». Малышева А. Н.; Ермолаева Н. В.

Давыдова Г.Н. Цветочные мотивы; 2007.

Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство – пресс»; 2008

Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002.

43


Источник: https://videouroki.net/razrabotki/rabochaia-proghramma-po-fgos-dlia-dietiei-sriedniei-ghruppy-po-proghrammie-ot-rozhdieniia-do-shkoly.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Избушка поделки из природного материала
Бисероплетение для чехла схема
Плетение фенечек из двух
Как связать комбинезон регланом сверху
В чем заливать топиарий
Как правильно вязать планки для кофты


Аппликация в мае темы
Аппликация в мае темы


Муниципальная информационная библиотечная система
Центр социальной защиты населения по городу Волжскому



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ