l2-data.ru

Закрыть ... [X]

Важной особенностью правового статуса государственного служащего является то, что на него распространяются обширные правоограничения, нормативно закрепленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Статья 16 настоящего закона устанавливает запрет на замещение государственных должностей (недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами) по решению суда, вступившему в законную силу.

В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть признан судом недееспособным, если вследствие психического расстройства он не может понимать значение своих действий или руководить ими. Согласно ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограниченно дееспособными могут быть признаны судом лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

Дело о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть начато по заявлению членов семьи, профсоюзов и иных общественных организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психологического лечебного учреждения.

В случае осуждения гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей гражданской службы, вступивший в законную силу приговор суда является основанием для отказа в приеме гражданина на государственную службу в течение срока, определенного судом. По истечении срока гражданин может быть принят на гражданскую службу на общих основаниях.

Для граждан, имеющих неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость, также исключается возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы. Судимость погашается в отношении лиц:

· условно осужденных – по истечении испытательного срока;

· осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия наказания;

· осужденных к лишению свободы за преступление небольшой или средней тяжести – по истечении трех лет после отбытия наказания;

· осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления – по истечении шести лет после отбытия наказания;

· осужденных за особо тяжкие преступления – по истечении восьми лет после отбытия наказания. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, может служить препятствием для поступления на гражданскую службу только в том случае, если исполнение его должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.


Наличие у гражданина заболевания является основанием к отказу в приеме на гражданскую службу в случае, если это заболевание препятствует поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтверждению заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей по той или иной государственной должности, и форма медицинского заключения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Медицинское заключение о состоянии здоровья выдается медицинским учреждением по месту обслуживания гражданина. В заключение должна быть сделана запись об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей по той должности гражданской службы, на которую претендует гражданин.

Лица, состоявшие в близком родстве или свойстве, не могут быть приняты на гражданскую службу или служащий не находится на гражданской службе. Согласно закона о государственной гражданской службе установлен перечень лиц состоящих в близком родстве или свойстве. К ним относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, причем норма действует, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Гражданство иностранного государства (двойное гражданство) является основанием для отказа в приеме на государственную службу, за исключением следующих условий:

· если двойное гражданство признано официально, т. е. если с данным иностранным государством имеется международное соглашение о праве граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств;


· право поступать на государственную службу лиц, урегулировано на взаимной основе межгосударственным соглашением.

В случае предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу гражданин не может быть принят на гражданскую службу или находиться на гражданской службе. Перечень документов, которые гражданин должен предоставить при поступлении на гражданскую службу, установлен ст. 26. Закона.

Все сведения, предоставленные гражданином при поступлении на гражданскую службу, подлежат обязательной проверке в установленном порядке на предмет их достоверности и полноты.

Если исполнение обязанностей по должности гражданской службы связано с допуском к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законно тайну, то указанная проверка осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона о государственной тайне и других нормативных правовых актов, определяющих порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

На основании полученной информации, которая, в соответствии с требованиями закона, должна быть достоверной, объективной и не нарушающей права и свободы граждан, соответствующая кадровая служба государственного органа составляет заключение о достоверности и полноте представленных сведений и о возможности поступления гражданина на гражданскую службу.

Гражданин, не согласный с результатами, препятствующими принятию его на гражданскую службу, вправе обжаловать решение, принятое на основании таких сведений, в соответствующий государственный орган или суд.

Запреты, установленные Федеральным законом для государственных гражданских служащих связаны с прохождением государственной гражданской службы, их действие ограничено временем прохождения службы, а в особых случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с гражданской службы. Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение, которого влечет за собой юридическую ответственность.

Гражданский служащий не вправе участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.

Виды органов управления коммерческих организаций, порядок их назначения или избрания, а также их полномочия определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и учредительными документами. Федеральный закон не устанавливает прямой запрет на участие гражданского служащего в деятельности коммерческой организации в качестве работника, не относящегося к органу управления, а также некоммерческой организации, в том числе на платной основе. Следовательно, гражданский служащий может участвовать на платной основе в органе управления некоммерческой организации.

Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы при избрании назначении на государственную должность, избрании на выборную должность в органе местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Гражданские служащие, избранные членами Совета Федерации, избранные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приостанавливают гражданскую службу на весь период своих полномочий в представительном органе. Приостановление и восстановление на гражданской службе оформляется приказами соответствующих руководителей государственных органов, полномочий зачислять этих лиц на должности гражданской службы и увольнять их, на основании заявлений и документов, подтверждающих избрание или назначение.

В соответствии с Федеральным законом гражданскому служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, т. е. производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками и т. д.

С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование предъявлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданским служащим установлен запрет на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход. Наименование ценных бумаг устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Гражданский служащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом представителю нанимателя.

Закон устанавливает, что гражданские служащие не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением должностных обязанностей. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, не были обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них конкретную выгоду.

В качестве подарка следует рассматривать материальные или имущественные ценности. Законодатель установил перечень предметов, которые можно отнести к вознаграждениям: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортные расходы, иные вознаграждения, к которым можно отнести любые материальные или имущественные ценности. Под запрет подпадает также передача вознаграждения супруге или супругу, детям, другим членам семьи, близким родственникам гражданского служащего.

Кроме того, Закон предусматривает порядок, согласно которому подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 576 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственные служащие муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей включены в категорию лиц, в отношении которых допускается получение обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Обычными считаются подарки, связанные с широкими общественными традициями и распространенными поводами отмечать таким образом государственные и религиозные праздники, дни рождения, неординарные события в жизни людей.

Незаконное поощрение гражданским служащим вознаграждений от физических и юридических лиц ведет за собой юридическую ответственность. На гражданского служащего, принявшего подарок, может быть, по решению представителя нанимателя, назначившего на соответствующую должность, наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

При наличии признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, в отношении гражданского служащего возбуждается уголовное дело. В течение месяца он обязан по акту сдать все незаконно полученное, в том числе и подарки в государственный орган, в котором он замещает государственную должность, а также возместить стоимость услуг, которыми неправомерно, воспользовался он сам, члены его семьи, ближайшие родственники.

Гражданскому служащему запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями. Гражданскому служащему следует воздерживаться от выездов за границу по личным делам за счет принимающей стороны или за счет предприятий, учреждений, организаций, граждан.

Гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, вплоть до увольнения. При этом дисциплинарное взыскание может налагаться независимо от привлечений к материальной, административной или уголовной ответственности.

Гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицом, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к ее конфиденциальности. Правовые способы защиты информации на государственной службе предполагают определение перечня, составляющих конфиденциальную информацию государственного органа, закрепление в должностном регламенте обязанности гражданского служащего не разглашать конфиденциальную информацию, включение в служебный контракт обязанности гражданского служащего о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую законом тайну.

Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы.

Прямого запрета на публичные выступления гражданского служащего закон не содержит. Следовательно, они допустимы в том случае, если они связаны с реализацией задач служебной деятельности. Для таких выступлений может быть предоставлена служебная информация. При этом гражданский служащий обязан соблюдать правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданскому служащему запрещено законом принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политический партий, других общественных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Если же в должностные обязанности гражданского служащего не входит взаимодействие с организациями и объединениями, принявшими в отношении него решение о награждении, назначении премии, присвоении почетного или специального звания, то он имеет право получить без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания.


Источник: https://studopedia.ru/13_151303_ogranicheniya-i-zapreti-svyazannie-s-grazhdanskoy-sluzhboy.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Что такое вышивание лентами
Отзывы о шитье на дому
Готовая вышивка ласточкино гнездо
Вязание спицами жилет на мальчика 8 лет
Покажите видео о вышивки


Ограничениями и запретами связанными с гражданской службой
Ограничениями и запретами связанными с гражданской службой


73. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой
Ограничения и запреты связанные с государственной гражданской службой



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ